Главная О компании Пресса о нас "КОНТИНЕНТ": на создании новой земли

"КОНТИНЕНТ": на создании новой земли

SKMBT_C22013011013220

  Мы уже рассказывали о петербургской компании «Континент», специализирующейся на монолитных бетонных работах для транспортного строительства — статью об этом Вы найдете в нашем журнале № 2 за 2008 год, где подробно остановились на строительстве эстакад на перевалочном терминале в порту Усть-Луга. Очередная точка приложения усилий фирмы — Морской фасад Санкт-Петербурга. Рассказывает директор по строительству ООО «Континент» Олег Викторович Никулин.

— Какие работы выполнены сегодня, какие — в процессе выполнения?

— В настоящее время выполнены монолитные работы по разгрузочным плитам на первом, втором и третьем причалах, ведутся работы по верхнему строению, которые должны быть закончены до конца года. К этому же сроку мы должны завершить работы по усилению шпунтового основания причалов, чтобы стабилизировать конструкции в линейных отметках. Технология предложена институтом «Ленморниипроект»: параллельно со шпунтом на причальных стенках забиваются трубы, они объединяются тягами со шпунтом, засыпаются грунтом и затем омоноличиваются. Это позволяет избавиться от колебаний причальной стенки. Основания, как и везде в Петербурге, здесь нестабильны; на причальную стенку воздействуют волны и распирающее давление намытого массива. После нового года предстоит строительство рампы, где будут разгружаться автомобильные паромы: в настоящее время разрабатывается проект, и с января планируется развернуть строительно-монтажные работы. Также ведем работы по устройству наземных зданий и сооружений.

— Какие задачи пришлось осваивать под специфику объекта?

— Ничего принципиально нового мы не встретили - здесь распространены глубокие котлованы, но каждая опора в мостостроении, как правило, требует аналогичного по сложности нулевого цикла. Другой вопрос, что здесь большое количество котлованов, и действительно сложные грунтовые условия - специфика намывных грунтов. Подпор воды весьма значителен, поэтому котлованы ограждаются стеной из металлического шпунта и раскрепляются металлическими поясами. Шпунт погружается "в замок", а поступающая вода откачивается из котлована. Впрочем, некоторое оборудование мы встретили впервые - так, не приходилось работать с плавкранами, которые выполняли погружение труб: требованием проектировщика было исключитцдополнительные нагрузки на грунт, которые возникли бы при попытке выполнить эту работу с грунта. Специфика еще и в том, что все работы обеспечиваются энергией от дизельных электростанций, что существенно увеличивает затраты на строительство.


—Какого рода сложности встретились при строительстве котлованов?


— Сложность в том, что котлованы достаточно велики, необходимо значительное количество шпунта и дополнительных металлоконструкций для раскрепления - внешний грунт оказывает сильное давление на шпунтовые стенки. Для устройства наземных зданий и сооружений использовалась технология Fundex, устройство буронабивной сваи с теряемым наконечником. В частности, на такие сваи устанавливались фундаменты мачт освещения - высокие стальные опоры, испытывающие большую ветровую нагрузку.

Чтобы противодействовать вытягивающему усилию, под каждым фундаментом этих мачт-опор выполнено по девять буронабивных свай.

— Сколько сегодня сосредоточено лю­дей, и как организована работа?

— В данный момент примерно 200 человек, организованы две смены: таким образом, работы ведутся круглосуточно. Работаем вахтовым методом, вахта длится месяц; затем работник имеет возможность съездить на отдых домой. Большинство рабочих не местные, хотя инженеры и механизаторы, как правило, живут здесь: используя дорогостоящую технику, доверяем ее людям, привлеченным на постоянной основе. Вообще максимально численность коллектива, если суммировать все участки, доходила до 700 человек, но ядро коллектива - примерно 200 специалистов. При двухсменной круглосуточной работе нам необходимо полностью дублировать все инженерные должности, управленческий состав --однако круглосуточный график дает нам хорошие преимущества. Поскольку мы выполняем работу в сжатые сроки, то нам важно исключить ситуации, когда определенные технологические процессы выпадают за пределы смены; например, прием бетона может совпасть с окончанием одной смены; при круглосуточной работе эту задачу подхватывает вторая смена. На каждом участке организована своя служба энергетики, в обязанности которой входит, в том числе, обеспечение работ в темное время суток; имеется все необходимое осветительное оборудование. Кроме того, на каждом участке действует собственный отдел ПТО - таким образом, каждый из участков может работать автономно. Всего же на данный момент «Континент» ведет три стройки - второй участок развернут в Усть-Луге, третий - в угольном порту Высоцк. Сегодня наиболее напряженная работа здесь; однако ожидается немалый объем работ в Усть-Луге, где планируется дальнейшее развитие резервуарного парка и вспомогательных зданий и сооружений.

— Насколько массивны монолитные конструкции, которые выполняются компанией?

— Здесь речь идет о сравнительно небольших зданиях и сооружениях — высотное строительство предполагается на других участках искусственно созданной территории. В основном речь идет о невысоких сооружениях - таких, как здания для обслуживания, отстойники воды, энергообеспечение. Поэтому и монолитные конструкции фундаментов нас не ставят в тупик. Следует отметить, что для армирования конструкций причалов нам потребовалось решить вопрос изготовления плетей арматуры, диаметром от 1 б до 28 мм. Стандартная длина арматурного прутка - 11,7 м, как ее производят заводы; нам требовались плети по 28 м. Обычно такая плеть варится с перехлестом -два прутка складываются и провариваются ручной дуговой сваркой. Но способ не оптимален: очень трудоемкий, качество зависит от человеческого фактора. И, наконец, перехлест- это дополнительный расход арматуры, что существенно в условиях высоких цен на металл. Еще более трудоемким был бы способ варки «ванночкой», когда сварной стык усиливается u-образным изделием. Проектировщиками было предложено решение -использовать более прогрессивную контактную сварку. Мы приобрели специальный станок и отдельный мощный дизель генератор, и сварили всю необходимую арматуру «стык в стык», торцами. Провели испытания и убедились, что по прочности на разрыв это соединение не уступает самому прутку. Важно отметить, что сварку выполняет небольшой круг специалистов, хорошо изучивших оборудование - трое в смену, то есть снижается значимость человеческого фактора, не говоря о решении проблемы дефицита сварщиков. Такой станок позволяет варить арматуру толщиной до 41 мм.

—Какой объем работ выполняете собс­твенными силами?

— Верхнее строение причалов мы выполняем в полном комплексе - это усиление шпунтовых стенок, бетонные работы, установка швартовных тумб и лестниц для водолазов, колесоотбойного бруса. Что касается наземных зданий и сооружений, полностью возводим все «коробку» зданий, от фундамента и под крышу - лишь на задачи по отделочным работам и технологическим элементам привлекаем субподрядные организации. Это наш первый опыт строительства гражданских зданий и сооружений в монолитной технологии, но каких-либо сложностей нам не встретилось: при строительстве мостовых сооружений приходилось выполнять и более сложные задачи.

Добавлю также, что первоначально некоторые здания и сооружения строили другие подрядчики, однако по различным причинам с задачами они не справились - и сейчас эти объекты также передаются нам. Положительный фактор для организации в том, что сегодня, кроме мостового и гидротехнического строительства, и нулевых циклов, мы получили и опыт гражданского строительства. Не планируем выходить на домостроительные задачи, однако жизнь может подкорректировать эти планы. Оцениваем свои возможности и в других нестандартных задачах.

Например, в Усть-Луге строим две трансформаторные подстанции - это достаточно большие здания с массивными фундаментами. На первые взяли субподрядчика, уже имеющего подобный опыт, но думаем, что следующие аналогичные объекты - например, насосные станции - сможем выполнить самостоятельно. Кроме того, есть опыт строительства взлетно-посадочных полос в Шереметьево, Хотилово, Пулково: в очень сжатые сроки нами было налажено изготовление и укладка сложных арматурных каркасов 7,5 на 7,5 м. Словом, хотелось бы продолжать работу на крупных объектах - там, где мы уже имеем и опыт, и хорошо известное имя.

— Не мешают ли «мостовые» навыки в гражданском строительстве? Напри­мер, рефлекс заложить 36-ю арматуру в стену?

— Нет, поскольку для нас, строителей, первоисточником этих инициатив является рабочая документация; соответственно, эти параметры определяются проектировщиком, они и должны отличить несущую стену от опоры моста.

— Планируете ли дальние выезды?

— Возможны некоторые объекты в Сочи; ведем переговоры о строительстве в Самаре, Твери. Пока неясно, какие из этих планов удастся реализовать - обстановка в экономике все-таки непростая; многие из инфраструктурных объектов возводились не столько на бюджетные, сколько на корпоративные деньги - а даже сравнительно состоятельные корпорации предпочитали использовать заемные ресурсы. Кризис строительной отрасли, конечно, еще предстоит пережить, но мы будем делать все для сохранения профессиональной основы фирмы - лучших специалистов. Не секрет, что в кризисных ситуациях первыми уходят лучшие, востребованные работники, но их-то как раз и нужно удержать. Впрочем, если сейчас определятся некоторые из объектов, возможно, что численность придется вновь наращивать.

Журнал Федеральная структура и экономика №16.